Аэросила
На главную Написать письмо English
Поиск
ОАО «НПП «АЭРОСИЛА» -МЫ ПОДНИМАЕМ В НЕБО САМОЛЕТЫ - ОСУЩЕСТВЛЯЕМ ИХ ПОЛЕТ!

ВОЗДУШНЫЕ ВИНТЫ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ

Из истории создания отечественных воздушных винтов 1936-1945 г.г..

 

Сергей Юрьевич Сухоросов

Генеральный директор ОАО «НПП «Аэросила»

 

В середине 30-х годов прошлого века в Советском Союзе, как и в других экономически развитых странах мира, начался бурный рост авиационной промышленности. Ореол романтического увлечения воздухоплавательными полетами был дополнен практицизмом применения авиации в экономике и обороне страны. Отставание советской авиационной техники от зарубежной было ликвидировано быстрыми темпами. Авиация приобретала первостепенное значение для самого существования Советского государства. Однако, дальнейшее развитие советского самолетостроения сдерживалось отсутствием отечественных силовых установок, отвечающих требованиям времени. Более мощным моторам и воздушным винтам необходимы были другие конструкционные материалы, совершенные средства испытания и высокий уровень подготовки производства, как в технологическом, так и в организационном плане.

В то время в развитии отечественного двигателестроения большую роль сыграло освоение лицензионных двигателей иностранных фирм: Испано-Сюиза, Гном-Рон (Франция), Райт (США), BMW (Германия). Еще в 1932г. Советское правительство приняло решение о приобретении лицензий на самые прогрессивные новейшие образцы зарубежных двигателей, имеющих необходимый резерв для дальнейшего увеличения мощности и улучшения технических характеристик. Так, например, для ознакомления с технологией изготовления и получения технической документации мотора «Мистраль-Мажор» в 1934г. на французскую фирму «Гном-Рон» были командированы специалисты завода № 29 из Запорожья. Закупка лицензий на производство лучших образцов иностранной техники была общепринятой мировой практикой, и в деле развития советской промышленности она сыграла свою положительную роль.

Воздушные винты, как движители самолетов, применялись с самого зарождения авиации. Они являлись третьей, основной составляющей самолета, определяющей летные данные последнего. Даже имея мощный мотор, совершенный планер, но при отсутствии правильно подобранного воздушного винта было невозможно получить хороший самолет. К середине 30-х годов винты конструктивно существенно изменились. Это уже были не винты фиксированного шага, а несколько иные движители, вначале с двумя положениями лопастей, а затем с автоматически регулируемым шагом в определенном диапазоне углов поворота лопастей. К 1936г. за рубежом работало много фирм, которые вели опытные работы в области конструирования винтов изменяемого шага. Основное внимание винтовые фирмы уделяли технологической оснастке и станкам специального назначения, особенно по обработке лопастей, их балансировке и защите от коррозии. В США особую активность по разработке воздушных винтов изменяемого шага проявляла фирма Гамильтон Стандарту которой были закуплены лицензии на винты типа ВИШ. К 1935 г. этой фирмой был разработан данный тип винтов с автоматической регулировкой шага в диапазоне поворота лопастей 10 градусов, а затем 20 градусов. Новые воздушные винты под маркой ВИШ завоевали всеобщее признание. Гидравлический механизм изменения шага винтов ВИШ в основном сохранился таким же, каким был в двухшаговых винтах. Автоматическое поддержание постоянного числа оборотов мотора достигалось посредством центробежного регулятора. Воздушные винты с автоматически регулируемым шагом позволяли наилучшим образом использовать развиваемую мотором мощность на всех режимах полета. Это существенно улучшило летные характеристики самолета: увеличило скорость, дальность полета, скороподъемность, потолок и повысило экономичность полета.

В СССР в ЦИАМе в конструкторской группе А.А. Микулина для моторов М-34 были разработаны опытные образцы винтов переменного шага с гидромеханическим управлением поворотом лопастей, что позволило существенно улучшить характеристики самолетов с моторами М-34. Конструкторы этих винтов, в числе которых был К.И. Жданов - будущий Главный Конструктор Ступинского ОКБ винтостроения, внесли в дальнейшем значительный вклад в развитие советского винтостроения. Первые винты переменного шага для моторов М-34 были внедрены в 1935г. Но, являясь единичной опытной проработкой они, как говорится, погоды не делали. Советской самолетостроительной отрасли, набирающей невиданные доселе темпы, требовалось значительное количество воздушных винтов различного типоразмера. Покупка их за границей обходилась очень дорого, к тому же отсутствие отечественных винтов ставило в иностранную зависимость всю авиацию. Смириться с этим ни Совнарком, ни И.В. Сталин конечно не могли. Поэтому на самом высоком властном уровне было принято решение о создании отечественного винтового производства. 3 марта 1936г. последовал приказ Народного Комиссара тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе о развертывании близ деревни Ступино, Каширского района, Московской обл. строительства нового авиационного комбината №150 на базе стройплощадки электровозостроительного завода с утверждением начальником строительства Г.В. Визиряна. Ступинский авиакомбинат должен был выпускать авиационные винты, в первую очередь, переменного шага.

Развитие винтового производства в Ступино происходило одновременно со строительством самого комбината, на котором с весны 1938г. развернулось создание крупных цехов по литейному производству, алюминиевому прокату и по другим видам металлообработки, так как потребность отрасли в изделиях из легких сплавов росла опережающими темпами. Пуск линии горячей прокатки алюминиевых листов, оснащенной новейшим американским оборудованием, состоялся в мае 1940г. Под винтовое производство был выделен лишь один корпус, большего Визирян, при всем своем желании, дать не мог. Винтовое производство возглавил Еремеев А.И. - он же одновременно являлся Главным инженером авиакомбината. Первым Главным технологом был назначен Н.П. Фирюбин, выпускник Московского авиационного института, который впоследствии стал известным советским дипломатом, заместителем Министра иностранных дел СССР.

1936 год для ступинских винтостроителей прошел в освоении выпуска лицензионного винта фирмы США Гамильтон Стандарт под условным обозначением ВИШ -6. Это был двухлопастной винт с металлическими лопастями, с диапазоном поворота лопастей 10 градусов и с двумя жесткими упорами: «взлетный режим» и «крейсерский режим». Изготовлялся винт по технической документации московского завода № 28, в ОКБ которого начальником конструкторской бригады втулок воздушных винтов из ЦИАМа в сентябре 1936 г. был переведен К.И. Жданов. Винт ВИШ-6 предназначался для истребителей И-16, И-153 «Чайка» конструкции Н.Н. Поликарпова. До Великой Отечественной войны эти истребители составляли основу советской истребительной авиации. Слабая техническая подготовка винтового производства Авиакомбината 150 затрудняла изготовление данного винта, поэтому параллельно выпускались металлические двухлопастные винты фиксированного шага В-25, более простые по конструкции и менее сложные в изготовлении. В связи с возросшим объемом работ возникла необходимость организации чертежно-конструкторского бюро, начальником которого был назначен Васильев Д.Н. В конце 1936г. винтовое производство пополнили молодые специалисты, окончившие МАИ: Савкин И.Ф., Ногтев Л.М., Дубровский Д.М., Чиликина Е.М.

Первый образец втулки винта ВИШ - б был изготовлен к ноябрьским праздникам 1936г. Втулку погрузили на бричку и торжественно провезли по улицам рабочего поселка к месту проведения демонстрации.

Создание новых типов самолетов требовало выпуска более мощных винтов, поэтому Главное управление авиационной промышленности (ГУАП) приняло решение расширить опытную базу по воздушным винтам и дополнительно к существующему ОКБ на московском заводе № 28 в июле 1938 г. образовало ОКБ на ступинском авиа­комбинате № 150. Вновь образованному ОКБ вменялись работы по выпуску лицензионных трехлопастных воздушных винтов ВИШ-3, ВИШ-21, ВИШ-22, ВИШ-23. В августе 1938 г. приказом ГУАП исполняющим обязанности Главного конструктора ОКБ авиакомбината № 150 был назначен Константин Иванович Жданов.

В 1930 г. К.И. Жданов закончил Сибирский механический институт в г. Томске по специальности инженер -механик, конструктор авиационных моторов. В течение одного учебного семестра работал преподавателем этого института по курсу сопротивления материалов, затем в марте 1931 г. был переведен на работу по специальности в ЦИАМ старшим инженером в конструкторскую группу А. А. Микулина, впоследствии академика, известного авиаконструктора двигателей. В процессе работы в ЦИАМе над винтами переменного шага у К. И. Жданова родилась идея автоматического ВИШ, конструктивно отличающегося от иностранных ВИШ, в частности, вышеупомянутой фирмы США Гамильтон Стандарт. Проект своего винта он описал и с чертежами компоновки послал в ЦК ВКПб. Вскоре его вызвали в промышленный отдел ЦК к инструктору, курирующему разработку авиационной техники. Суть беседы была следующей: «Мы внимательно рассмотрели Ваше предложение, оценили его важность для повышения боеготовности нашей авиации. Стране нужны отечественные автоматические воздушные винты изменяемого шага. Мы предоставим Вам возможность практической реализации Вашего проекта».

В сентябре 1936 г., как было упомянуто выше, последовал перевод К.И. Жданова в ОКБ на московский винтовой завод № 28, на котором над разработкой винтов переменного шага уже работало несколько конструкторских групп под руководством Кузьмина Г.И., Бас - Дубова С.Ш., Заславского Г.М. В течение двух лет работы в ОКБ завода 28 К.И. Жданов осуществил практическую проработку идеи создания отечественного автоматического воздушного винта АВ-1, отличавшегося от существующих иностранных винтов ВИШ простотой конструкции, большей технологичностью изготовления и большей универсальностью применения. В августе 1938г. для организации производства по изготовлению винтов АВ-1 Жданов К. И. был направлен в Ступино, на винтовое производство авиакомбината № 150, как уже было отмечено выше, исполняющим обязанности Главного конструктора.

 

Продолжение следует

Разработано ДизайнПлюс
  Все права защищены © 2010.
Адрес: 142800, Российская Федерация, г. Ступино,
Московская область, ул. Жданова, 6
Тел.: (496) 642-33-30 Факс.: (496) 642-04-24
Email: vint@aerosila.ru