Аэросила
На главную Написать письмо English
Поиск

Раньше выстрела не падал

A.M. Поляков в годы Великой Отечественной войны был токарем, шофёром. Потом стал конструктором. Его творческий путь коротко можно обозначить так: конструктор, начальник конструкторской группы, ведущий конструктор, заместитель главного конструктора, главный конструктор. Главным он являлся двенадцать лет. Его не стало в 1984 году, в пятьдесят девять лет. Так что жизнь Анатолий Михайлович прожил недолгую, но яркую. За добросовестный и самоотверженный труд, связанный с разработкой и изготовлением новой авиационной техники, был награждён орденами и медалями СССР. И ещё. Как человек воспитанный, образованный и интеллигентный, он оставил о себе добрую память.

 

В день пятидесятилетия Анатолия Михайловича Полякова в адресе, который был преподнесен ему от имени коллектива Ступинского машиностроительного завода, говорилось: «...благодаря своему трудо-любию, настойчивости и целеуст-ремленности, вы сумели получить среднее, а затем и высшее образование, и выросли от рядового токаря до главного конструктора КБ, много вложили сил в разработку сложнейшей авиационной техники. Ваш труд высоко оценён нашей партией и советским правительством, наградившим вас орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями».

Высокая требовательность к себе была свойственна ему всегда. И в четырнадцать лет, когда после смерти отца он нёс на своих плечах всю тяжесть ответственности за семью. И позже, когда подростком в 1941 году встал за токарный станок и, работая по двенадцать часов в сутки после окончания Хволынской автошколы, зимой 1942 года подвозил снаряды защитникам Сталинграда, чуть не лишившись ноги в одном из рейсов.

 

...Поляков родился 25 ноября 1925 года. Он относился к золотому поколению, к поколению победителей, чьё детство было довоенным, юность стала военной, а мо-лодость - послевоенной. Именно так: до войны, в войну, после войны измерял Анатолий Михайлович свою жизнь, как и те, на чью долю выпала величайшая истори-ческая миссия - ковать Победу над фашисткой Германией.

До войны был родной Тамбов, была дружная семья, старшие братья и сестра. Был большой дом, хранивший следы налаженного и размеренного, еще дореволюционного, уклада. Были занятия борьбой и боксом и была всеоб-щая увлечённость радио и авиацией - передовым краем науки и техники. Уже

тогда закладывалась основа характера паренька: самостоятельность мышления и умение держать удар.

А после одного случая, чуть не стоившего Анатолию жизни, его девизом стала крылатая фраза: «Раньше выстрела не падай». Тогда, еще мальчишкой, купаясь в Оке около Каширской ГРЭС, он вынырнул под серединой деревянного настила, лежащего на воде. Головы поднять было нельзя, и дышать было уже нечем. Казалось, спасения нет. И вдруг сквозь воду он увидел солнце, его свет пробивался через щель в настиле. Подплыв к ней, мальчик сделал спасительный глоток воздуха. С тех пор он точно знал, что в любой ситуации бороться нужно до последнего.

В 1940 году (к этому времени семья перебралась на станцию Кашира) старшие братья были призваны в Красную Армию. В 1943 году один из них, Николай погиб под Ленинградом, а второй, Сергей, закончил войну в Молдавии. Но это будет потом... Для Победы понадобятся долгих четыре года сверхнапряжения миллионов людей. И пятнадцатилетний Анатолий Поляков на всю жизнь запомнит холодную Москву 1941-го года...

После завода, военной школы шофёров будет госпиталь, откуда он выйдет с палочкой, что не помешает ему поступить в Московский машиностроительный техникум имени Ф.Э. Дзержинского. В техникуме он учился отлично, как позже шутил из-за УДП (усиленного дополнительного пайка -тарелки гречневой каши), который сами студенты

расшифровывали, как «Умрешь Днем Позже».

Но наступит Победа. Будет салют 9-го мая 1945 года, а чуть позже - парад Победы, который он наблюдал, будучи в Москве. Эти события осветят всю его дальнейшую жизнь. Потом будет работа в коллективе Ступинского конструкторского бюро машиностроения.

 

...Конструктор, начальник конструкторской группы. В 1956 году, когда в Ступине открыли вечерний факультет МАТИ, Анатолий Михайлович, ему в то время уже исполнилось тридцать лет, поступил в институт по специальности «Технология производства авиационных двигателей». Учиться, несмотря на то, что был достаточно опытным специалистом, он пошёл осознанно. Просто чувствовал, что время, практика требовали для производства выпускаемых ими изделий настоящего инженерного искусства, значительного теоретического багажа. Именно поэтому, не боясь трудностей, особенно на первых курсах, когда осваивались, в основном, теоретические дисциплины, Поляков, как и многие его товарищи, учился добросовестно, проявляя настойчивость, упорство и завидное трудолюбие.

Когда же пошли специальные предметы, опытным производ­ственникам усваивать их было легче. Иногда они даже ставили преподавателей в неловкое положение. Однажды произошёл такой случай. Один из столичных преподавателей, рассказывая об обработке лонжерона (это довольно-таки сложная часть лопасти), сослался на опубликованную работу, добавив, что в ней описывается очень прогрессивный метод их обработки, который стоило бы внедрить в ОКБ.

Студенты из конструкторского бюро оживились преподаватель это заметил и спросил:

 - В чем дело? Что-то не так?

 - Да нет, всё так, только...

В 1950-1960-х годах авиация, особенно гражданская, развивалась бурно. Спрос на винты был большой. А при обработке лонжеронов требовалась очень высокая точность, поэтому специалисты ОКБ побывали на артиллерийских заводах, в некоторых НИИ, изучая опыт обработки подобных изделий на других производствах. Когда взялись за соответствующую литературу, им попалась брошюра П., на которую сослался преподаватель. Однако в тексте их не всё устраивало, и они решили разыскать автора. Когда приехали к тому на квартиру, им дверь открыл весьма пожилой человек. Узнав о цели приезда «незваных гостей», он как-то отрешенно сказал:

-Да я не знаю ничего. Я переводчик с немецкого... Просто перевел брошюру и поставил свою фамилию.

- Да-а-а,- только и проговорил преподаватель.

- Ну, да,- ответили студенты.

Из них действительно многие были хорошими практиками…

Дипломный проект Анатолий Михайлович защитил блестяще. Ведь в нём нашло отражение всё новое в науке и технике, что появилось на производстве.

В это время Анатолий Михайлович был уже ведущим конструктором отдела, а самое главное, талантливым инженером, отличавшимся большой настойчивостью, энергией и целеустремленностью. Эти его качества особенно ярко проявились при создании воздушных винтов с пустотелыми стальными лопастями, над которыми трудилась группа Полякова.

Работа его захватывала. Приходилось заниматься не только конструкторскими разработками, но и созданием новых материалов, изобретением новых формул клеевых соединений. Работали днями и ночами.

   От вредных веществ у исследователей нередко распухали глаза, перехватывало дыхание. Но поставленные задачи были успешно решены.

    К концу 1960-х годов у Анатолия Михайловича уже было 16 авторских свидетельств и иностранных патентов. К концу жизни их насчитывалось более семидесяти. 3 ноября 1971 года патент на «Газовую турбинную установку», разработанную К. И. Ждановым, А. Г. Томилиным, А. М. Поляковым и другими, был получен в Великобритании.

Защищенные авторскими свидетельствами и иностранными патентами, разработанные новшества вошли в широкую эксплуатацию в отечественной авиации. В 1969 году A.M. Поляков, фактически являясь одним из пионеров в создании вспомогательных силовых установок для самолетов и вертолётов, возглавил конструкторский отдел по проектированию газотурбинных двигателей. Умение глубоко и серьёзно прорабатывать технические вопросы, всегда помогало руководимому им коллективу правильно решать сложные задачи. А честность, добросовестность и творческий подход к делу позволили на долгие годы заложить хороший фундамент деловых отношений с самыми разными конструкторскими организациями. Конструкторские бюро Туполева, Ильюшина, Яковлева оснащали свои самолеты вспомогательными силовыми установками, разработанными Ступинским КБ.

 

В 1972 году в руководстве ОКБ произошли значительные изменения. Ушёл на заслуженный отдых, руководивший предприятием с момента его основания лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук К.И. Жданов. Главным конструктором назначается А.М. Поляков.

Работа, как и прежде, была очень напряженной. В 1974 году ОКБ приступило к разработке более, мощной и высотной вспомогательной силовой установки ТА-12. Появились новые проблемы, которые были успешно решены. К заслугам Анатолия Михайловича следует отнести и внедрение в практику работы КБ широкого использования системных стендовых и лётных испытаний вспомогательных силовых установок.

За двенадцать лет работы под руководством А.М. Полякова коллектив СКБМ приобрёл большой опыт в разработке ВСУ, стал способным решать сложные конструкторские задачи как в области дви-гателестроения, так и в области создания винтов для самолетов и вертолетов нового поколения.

...В одном из писем Анатолию Михайловичу знаменитый конструктор К.И. Жданов, работая уже в фирме А.Н. Туполева, писал: «Я всегда видел в Вас добросовестного, честного и творческого работника, хорошего товарища и человека, ревностно относящегося к своему труду - работе».

Эти слова Константина Ивановича как нельзя лучше характеризовали талантливого конструктора А. М. Полякова.

                                                                                                                                                     В. Воробьев

 

Разработано ДизайнПлюс
  Все права защищены © 2010.
Адрес: 142800, Российская Федерация, г. Ступино,
Московская область, ул. Жданова, 6
Тел.: (496) 642-33-30 Факс.: (496) 642-04-24
Email: vint@aerosila.ru